Сможет ли Украина пережить следующий отопительный сезон без закупок газа и угля в России?

Остановка поставок Нафтогазом голубого топлива в захваченных террористами районов Донбасса стала спусковым крючком для очередного обострения газового противостояния. Газпром начал поставлять голубое топливо террористам в счет внесенного Нафтогазом аванса, напомнив таким образом о привычке отказываться от взятых на себя обязательств по первому попавшемуся случае. Для урегулирования ситуацией 2 марта в Брюсселе было проведено трехстороннюю встречу с участием еврокомиссара по вопросам энергетики, а также представителей Украины и России. Но ее результат свидетельствует лишь об отсрочке проблемы.

Проплаченные НАК авансом поставки голубого топлива в пределах так называемого зимнего пакета (действует до 31 марта) Газпром осуществлять в заказных украинской стороной объемах в четко указанные пункты приема. А оплата газа для подконтрольных террористам районов должна стать предметом отдельных переговоров и «сверки поставленных объемов». Российская сторона продолжает исходит из того, что поставки туда происходят согласно контракту с Нафтогазом, поэтому, как и раньше, будут зачислять его в долг с последующим выставлением счетов в любое удобное для себя время.
Поэтому 2015 и отопительный сезон 2015/16, скорее всего, снова пройдут под знаком газовой, а следовательно, более широкой, энергетической, войны между Украиной и Россией. Приведенный ниже анализ свидетельствует, что Украина имеет высокие шансы пережить его даже при полном отказе от закупок голубого топлива в РФ после завершения действия «зимнего пакета». В то же время, чтобы потенциальная возможность таки конвертировалась в реальный результат и в августе – сентябре не пришлось раз слышать нарекания на нехватку времени (как это было в прошлом году), нужно уже сейчас начинать активную подготовку украинской энергетики в энергетической блокады со стороны РФ.

В общем потребление газа с 1 декабря по 28 февраля составил 14950000000 м³, в частности населением – 6650000000 м³, ТКЭ – 4100000000 м³, промышленностью – 3870000000 м³, бюджетными учреждениями – 0320000000 м³. При этом промышленные предприятия и ТКЭ превысили установленные для них лимиты на 1300000000 м³. При условии соблюдения последних потребление могло бы быть уменьшено до 13700000000 м³.

Но прогнозы энергетического коллапса во второй половине нынешнего отопительного сезона, к счастью, не оправдались по ряду объективных и субъективных причин. Потребление газа в настоящее время оказалось меньшим благодаря постепенному усилению дисциплины соблюдения лимитов промышленностью и ТКЭ, а также существенному сокращению его использования населением и бюджетными организациями.

Промышленность и теплокоммунэнерго так и не уложились в выделенные им лимиты. Например, с 1 декабря по 28 февраля объем потребления составил соответственно 3,87 и 4100000000 м³ вместо предусмотренных на указанный период 3,27 и 3490000000 м³. К этому привел дефицит угля, который пришлось частично компенсировать за счет природного газа. Но темпы сверх потребления таки уменьшались. В октябре – ноября 2014 года потребление голубого топлива равнялось 7 млрд м³, причем самым расточительным, учитывая существенный спад промышленного производства оказался ноябрь.

С начала декабря Нафтогаз начал публиковать исчерпывающую информацию о соблюдении лимитов потребления голубого топлива по регионам и категориям потребителей. Усиление дисциплины позволило постепенно уменьшить сверхлимитное потребление. Так, сверхлимитное потребление промышленностью в первой декаде декабря составил 34%, тогда как в феврале – уже 5%. Свою роль сыграло и прекращение с 18 февраля поставки газа на не подконтрольны Украины территории Донбасса.

Зато поступления голубого топлива оказалось больше ожидаемого благодаря расширению поставок из стран ЕС и отсутствия полномасштабной эскалации на Донбассе, которая могла бы мотивировать Россию сорвать «зимний пакет». Поэтому в январе и феврале импорт голубого топлива увеличился в 1,5-2 раза по сравнению с ноябрем и декабрем. Поэтому если за первую половину отопительного сезона (с 20 октября 2014 го по 10 января 2015 года) запасы газа в ПХГ уменьшились более чем 6100000000 м³ (с 16,75 до 10600000000 м³), то с 10 января до 1 марта – на 2400000000 м³ (до 8200000000 м³).

Самым заметным падение отбора газа из хранилищ было в феврале: с 1 по 21 февраля поднят 1100000000 м³ против 2100000000 м³ за аналогичный период прошлого года. В последнюю же декаду прошлого месяца на фоне дальнейшего потепления еще и прекратили поставки топлива в захваченные террористами районы Донбасса (с 18-го числа), в то же время резко увеличено импорт из РФ, чтобы помешать поставкам предоплаченной НАК газа на оккупированные территории. Совпадение этих факторов позволил уже с 25 февраля не только прекратить отбор газа, но и начать пополнять запасы в ПХГ и увеличить их до 1 марта на 105 млн м³.

При сохранении высокой температуры воздуха и поставку Россией голубого топлива в пределах «зимнего пакета» до конца отопительного сезона хранилища имеют все шансы только пополняться. Тем более что с 1 марта увеличены объемы поступлений газа из Словакии, а также из Польши и Венгрии. И если импорт из России прекратится или упадет до минимума, в марте отбор топлива из ПХГ не имеет превысить 0,5-0,7 млрд м³.

Потенциальный баланс 2015-2016 годов

Несмотря на то что нынешний отопительный сезон удалось пережить без эксцессов и прогнозы энергетического коллапса в марте не сбылись, это не снимает проблемы на следующую зиму. Дело в том, что в 2014-м до середины июня в ПХГ активно закачивали российский газ, и это позволило сформировать значительные запасы, которые на 15 июня составили 14 млрд м³. Между тем в 2015-м без достижения договоренностей по «летнего пакета» необходимо будет их формировать только за счет реверса с ЕС и сбережения части топлива собственной добычи с мая по сентябрь. Давайте попробуем оценить потенциальный баланс голубого топлива на следующий отопительный сезон, отталкиваясь от опыта предыдущего года и последних тенденций.

Внутренняя добыча в апреле – октябре 2014-го составлял 11600000000 м³, потребление за аналогичный период – 13 млрд м³. Как видим, дефицит равен 10%, однако это было в условиях активного потребления газа и оккупированными районами Донбасса за немалого объема промышленного производства там в апреле – июне прошлого года, то есть до начала масштабных боевых действий и блокады захваченных террористами районов. Наконец, объем промышленного производства и в других регионах Украины в 2015-м будет меньше, чем в 2014-м. Поэтому можно ожидать, что внутренняя добыча в апреле – октябре текущего года не только покроет потребление, но и обеспечит незначительное (0,5-1 млрд м³) увеличение запасов в ПХГ.

При благоприятных обстоятельствах потенциал импорта голубого топлива из словацкого направления и по достигнутой сейчас пропускной способности на уровне 40 млн м³ в сутки в апреле – октябре 2015 году может достичь 8,4-8,5 млрд м³. Польский маршрут до конца октября в Украине способен обеспечить поставки в 0,6-0,8 млрд м³. Несмотря значительно большую пропускную способность, из-за политических проблем (заигрывания Будапешта с Москвой) трудно ожидать больших поставок из Венгрии (хотя пропускная способность этого маршрута в апреле – октябре 3,2-3,3 млрд м³).

Таким образом, без поставок газа из РФ, но при успешном использования реверсивных маршрутов из Словакии и Польши, а также хотя бы частичного из Венгрии и при условии превышения в теплый период внутренней добычи топлива над его потреблением на 0,5-1 млрд м³ запасы в ПХГ на начало ноября 2015 году могут достичь 18 млрд м³. Это больше, чем 16100000000 м³, которые страна имела состоянию на 1 ноября 2014-му.

Потребление газа следующему отопительному сезону должно уменьшиться при условии соблюдения определенных еще в этом году лимитов потребления промышленностью и ТКЭ (по сравнению с 2015-м потенциальная экономия – 2200000000 м³), прекращение поставок в оккупированных районов Донбасса (около 0800000000 м³) , повышения цен для населения, заставит использовать его меньше или заместить другими видами топлива (возможна экономия до 1500000000 м³). Таким образом получаем потенциальную способность страны пережить следующий отопительный сезон без продолжения закупок у Газпрома после окончания действия ныне действующего «зимнего пакета» да еще и с дополнительным резервным ресурсом 6,5-7 млрд м³ (вышеупомянутые 4500000000 м3 дополнительной экономии и на 2 -2500000000 м3 больше запасы в ПХГ по сравнению с отопительным сезоном 2014/2015 годов).

Риски

Такой ресурс необходим, ведь все приведенные здесь расчеты нуждаются в такой же теплой, как и нынешняя, зимы. Зато в Украине уже несколько лет зимы теплые, поэтому высока вероятность значительно холоднее следующего отопительного сезона. Другой риск – угроза масштабного сокращения поставок Россией газа по украинскому маршруту, чтобы ограничить возможности использования реверса (в первую очередь по словацком маршрута). Дело в том, что уже 2014 Газпром уменьшил транзит в ЕС через Украину в 62 млрд м³ (чуть более 50% из всех поставленных туда 121300000000 м³). В случае прогнозируемого сокращения транзита газа через Украину в 50 млрд м³, из которых в 15-16 млрд м³ составит реверс, поэтому удельный вес нашей ГТС следующему отопительному сезону может упасть до 25-30% чистых объемов поставок российского газа в ЕС. Это повысит угрозу прекращения Газпромом поставок газа через Украину, чтобы увеличить дефицит на европейском рынке, достаточный для остановки реверса в нашу страну, но при этом не катастрофический с точки зрения обеспечения топливом потребностей стран ЕС.

Все эти факторы требуют принятия превентивных мер, во-первых по максимально возможному закачки газа реверсными маршрутам с ЕС уже во II квартале, не дожидаясь потенциального снижения цен на него в третьем квартале 2015 года. В конце концов, указанного выше профицита газа в 6,5-7 млрд м вполне хватит, чтобы нивелировать результаты даже полного прекращения реверса с ЕС в течение пяти месяцев отопительного сезона (те же 6,5-7 млрд м³).

Чтобы такой профицит стал реальностью, Нафтогаза и правительства уже сейчас нужно усилить работу с промышленными потребителями и ТКЭ, чтобы те прекратили превышать установленные для них лимиты. Отчасти этому будет способствовать принятый в первом чтении законопроект № 2214 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стабилизации финансового состояния Национальной акционерной компании« Нафтогаз Украины ». Но необходимо дальнейшее совершенствование системы экономических стимулов (повышение цены на газ) и санкций (штрафы за превышение лимитов потребления газа в виде двойного или тройного тарифа, а в случае повторного нарушением лимитов – принудительное отключение от поставок топлива).

Актуальность таких мероприятий особенно очевидна в случае экспортно газомисткого химического производства. Именно в Ровенской и Черкасской областях (где содержатся химические гиганты Osthem Holding Дмитрия Фирташа), по данным оперативных сводок Нафтогаза, потребление голубого топлива больше РЧ этой зимой. Причем сравнение данных за первые два декады декабря, январь и февраль свидетельствуют о тенденции к росту темпов превышения лимитов потребления (75% и 63% в декабре, 15,1% и 83% в январе и 156% и 87% в феврале).

Важно также простимулировать уже в этом году действенными экономическими методами увеличения газодобычи в стране. Ведь в 2014 году в Украине было скачано 20500000000 м³ газа, но если частные производители, могли реализовывать свое топливо по рыночным ценам, увеличили объемы добычи на 18%, до 3300000000 м³, то государственные компании их или сохранили на прежнем уровне, или даже уменьшили.

Не менее важным является преодоление проблем в обеспечении углем (основная альтернатива газа в краткосрочной перспективе) и произведенной на ТЭС электроэнергией.

Вопросом, который пока только заговаривается, а взамен требует четкого пошагового плана уже сейчас – не в августе или сентябре, является модернизация угольных блоков украинских ТЭС, работающих на антрацитовый уголь (дефицитном за пределами стран Таможенного союза и захваченных террористами районов Донбасса). Если начать работу в марте, а не в июле – сентябре, то к ноябрю – декабрю 2015 достаточно времени, чтобы, мобилизовав необходимые ресурсы в стране, используя целевые программы и кредитные средства европейских и международных фондов, переоборудовать угольные блоки и котельные для работы на недефицитные в Европе и мире угле уже следующему отопительному сезону. По оценкам специалистов, для этого нужны пять-семь месяцев и символические для отечественной энергетики расходы в пределах не более нескольких миллиардов гривен.
Также необходимо уже сейчас начинать готовить транспортную инфраструктуру к приему нескольких миллионов тонн импортного энергетического угля как по железной дороге (с ЕС), так и морем (через порты).

Наконец нужно принять и публично задекларировать принципиальное политическое решение, ни электроэнергия, ни угля с территории России или оккупированного ею Донбасса (независимо от источников его происхождения) в Украину с лета текущего года импортировать не может.
Никаких объективных препятствий для соответствующей модернизации и диверсификации украинского теплоэнергетики нет. Времени тоже достаточно, если исключить возможность саботажа как чиновников в государственных и коммунальных структурах, так и частных энергетических компаний. Прежде всего речь идет о ДТЭК пророссийского олигарха Рината Ахметова, который еще и через бизнес-мотивы пытается удержать схемы поставок из своих рудников в захваченных террористами районах Донбасса. Поэтому остро актуальным остается задача как можно быстрее установить эффективный государственный контроль за деятельностью ДТЭК то и национализировать / реприватизировать ее энергетические активы как стратегические для национальной безопасности в нынешних реалиях.

Достаточно медленно последнего года проводилась и диверсификация источников атомного топлива на украинские АЭС, куда его львиная доля еще поступает из РФ, тогда как кооперация в этой области с западными поставщиками не только улучшила бы устойчивость Украины к потенциальной энергетической блокады Кремлем в случае эскалации противостояния, а и усилила бы заинтересованность ее судьбой влиятельного западного бизнеса, который будет лоббировать действенную поддержку Киева своими правительствами.

Нужны и неотложные мероприятия по модернизации и развитию магистральных и внутренних домовых сетей, чтобы по крайней мере следующему отопительному сезону их аварийное выключение не мешало хотя частичной диверсификации источников энергообеспечения населения. Более того, запланированные на текущий год крайне неравномерные темпы роста стоимости электроэнергии (на 50-60%) и газа (в 2,9-4,5 раза) для населения сделают использование первой выгоднее, чем второго, даже с экономической точки зрения.

%d такие блоггеры, как: