Золотые сценарии

Приближается ожидаемая «золотой век» газа, но потребители наживаются гораздо раньше производителей

То давно, когда нефть была дорога, а источников энергии якобы мало, Международное энергетическое агентство (МЭА), аналитический центр для стран, специализирующихся на импорте органического топлива, подготовило специальный отчет, в котором прогнозировало «золотом веке» газа. Это был 2011 год. В отчете говорилось, что благодаря быстрому росту спроса (в основном за счет новых экономик и для производства электроэнергии) до 2030го голубое топливо может полностью заменить уголь.

Этот оптимизм разделяли крупные энергетические компании. Высокие цены и бильшення спроса в Восточной Азии, особенно Китае и Японии, побудили их щедро инвестировать в гигантские проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ) в Австралии или ПапуаНовой Гвинеи, который должны добывать или морских скважин, или (как в проекте британской BG Group в штате Квинсленд стоимостью $ 20 млрд) с месторождений каменного угля. Америка, просто купается в газе благодаря сланцевому буму, начала переоборудовать под экспорт портовые терминалы, которые когдато строили для импорта СПГ.

Вплоть случилось неожиданное. Угля, пренебрежительно называли грязным ископаемым топливом, пережило внезапное возрождение, особенно в Европе, и вытеснило газ из электростанций. Отчасти это случилось благодаря избытку дешевого угля на мировых рынках, а отчасти потому, что режим продажи квот на выбросы двуокиси углерода в ЕС такой несовершенный, что оно не попало под ограничения, как планировалось. (На этой неделе Европейский парламент предпринял шаги в направлении реформирования этого режима.)

Поэтому спрос на СПГ за последние три года вообще не рос. Результатом стала выгодна для покупателей конъюнктура рынка, которую еще усилило недавнее снижение цен на нефть. Природный газ стремительно дешевеет (см. «Ценовое давление»). В этом месяце спотовая цена на американском рынке, по данным гигантского распределительного узла Henry Hub в Луизиане, колебалась вокруг $ 2,75 за миллион британских термальных единиц (MMBtu) – менее с середины 2012го. А на жизненно важном японском (Япония является крупнейшим в мире импортером СПГ. – Ред.) Она упала до $ 6,65 за MMBtuменьше за последние пять лет и ниже европейской цены впервые за четыре года.

Поэтому сейчас действительно наступила «золотая пора», но для потребителей газа. Инвесторы в крупные объекты газовой инфраструктуры вроде заводов для сжижения терпят убытки. Как и в случае цены на нефть, обвал газовых цен стал результатом слабого спроса и возросшей предложения (хотя без добавленного ингредиента в виде развалившегося картеля). Тем более сейчас завершаются строительство и ввод в эксплуатацию новых объектов мощностью миллиона тонн, начатых на пике цен.

Мировые экспортные мощности, по прогнозам, увеличатся на третьс 290 млн т в год на конец 2013 года до почти 400 млн т в год к 2018 году. Австралия опередит Катар и станет крупнейшим экспортером, утроив экспорт в 2020 году (до 86 млн т в год). США начинают экспортировать СПГ в этом году. Следующий будет введено в эксплуатацию два гигантских СПГпроекты по разработке газовых месторождений у западных берегов Австралии: береговой комплекс Wheatstone компании Chevron стоимостью $ 30 млрд и завод Prelude, принадлежащий Shell, на базе огромного судна, который стоит около $ 13 млрд. В ПапуаНовой Гвинеи проект Exxon стоимостью $ 19 млрд начал отгружать газ еще в мае, то есть раньше, чем планировалось.

А теперь новые инвестиции прекратились и аналитическая компания Sanford C. Bernstein называет это «нападением паники». Уже несколько месяцев подряд не слышно о новых крупных СПГпроекты. Этот бизнес такой капиталоемкий, что без долгосрочных контрактов, на которые приходится три четверти мировой торговли, просто не обойтись. Благодаря таким контрактам низкие спотовые цены составляют меньшую проблему для газодобывающих стран по сравнению с низкими ценами на черное золото для нефтяных государств. Но энергетическим компаниям контракты больше не гарантируют подушки безопасности, необходимой для крупных инвестиций. Покупатели пользуются из слабого рынка и сбивают цены. Например, в прошлом году Япония подписывала газовые контракты по цене около $ 16 за MMBtu. Сейчас прогнозируют спад контрактных цен до $ 11 или еще ниже, а по спотовым ценам менее $ 7 такие прогнозы не кажутся нереальными. С учетом затрат на сжижение и транспортировку американские экспортеры могут понести убытки.

СПГпромышленность надеется на всплеск спроса. Неожиданно сильный аппетит показывает Латинская Америка, увеличился продажу в Великобритании, а Индонезия, которая когдато экспортировала газ, превратилась в импортера. Но краткосрочная перспектива мрачная. Рост экономики в Китае замедляется, в Японии оно слабое. Даже здоровые экономики используют различные виды энергии экономнее.

Сильными конкурентами являются и другие виды топлива. Япония, очевидно, в этом году возобновит работу части ядерных реакторов, а на некоторых электростанциях сможет использовать дешевую нефть. Китай активно развивает отечественную газодобычу, а также «чистый» уголь и возобновляемые источники энергии, и все они приходят на смену газа на электростанциях. Европейские покупатели могут использовать СПГ в качестве аргумента против поставщиков вроде российского Газпрома, но спрос в Европе не растет, а уменьшается.

При таком количестве потребителей энергии, которые ищут чище топливо, но еще не готовы полностью отказаться от углеводородов, долгосрочный прогноз для газа видится благоприятным. Ожидается быстрое увеличение спроса на него как транспортное топливо. Некоторые автопроизводители (например, Fiat Chrysler) рекламируют варианты своих автомобилей с газовым двигателем. Экономная затрата горючего делает их привлекательными даже при низких ценах на бензин. Автомобильная отрасль с большим трудом пытается соблюдать все строгие ограничения вредных выбросов в Америке, Европе, Японии и Китае, и один из способовпродавать больше автомобилей на газе. В Индии и Китае резко выросли продажи транспортных средств, работающих на сжатом природном газе, например моторикши.

Индийская железная дорога начала переводить локомотивы на сжатый природный газ. Изза проблем с загрязнением тяжелыми нефтепродуктами, которые используются в двигателях судов, усиливаются требования к чистоте выбросов в Балтийском море и прибрежных водах США. Это стимулирует переходить на суда, работающие на СПГ. По словам Тимо Копонена, вицепрезидента финской компании Wartsila, которая выпускает газовые двигатели для морских судов, основной фактор, сдерживающий эту отрасль сейчас, – проблемы с дозаправкой. Но Америка открывает свою первую станцию для заправки СПГ в ПортФуршон (Луизиана). Месяц назад там была проведена пробная дозаправку.

Переход к производству энергии на меньших электростанциях, ближе к потребителю (что уменьшает затраты на сбыт), также увеличивает спрос на газ за счет других видов топлива. Председатель управления энергетики штата НьюЙорк Ричард Кауфман отмечает, что небольшие газовые «комбинированные теплоэлектростанции» еще никогда не были настолько экономически выгодным. Некоторые предприятия и многоквартирные дома начинают устанавливать собственные постоянные газовые генераторы, чтобы быть независимыми от центрального электроснабжения.

Нынешний замороженное состояние новых проектов означает, что рост спроса может начать опережать рост предложения уже через несколько лет (см. «Дефицитный газ»). После этого нынешнее пресыщения рынка, вероятно, уменьшится, что позволит производителям возможность восстановить ценообразования. На это нужно время, но и их ждет обеспеченное будущее